Социальная психология зрелищного общения
- Раздел 1. Традиционные зрелищные формы: природа, способ функционирования, история
- Тема 1. Традиционные зрелища в эпоху электронных технологий
- Тема 2. Зрелище как способ провоцирования экстатического состояния
- Тема 3. Традиционные зрелища: ренессанс или закат?
- Раздел 2. Традиционные зрелища в контексте урбанизационных процессов
- Тема 1. Традиционные зрелища: соотношение коллективного и индивидуального
- Тема 2. Город как актуализация образа праздника и зрелища
- Тема 3. Зрелища в контексте социальной психологии
- Раздел 3. Зрелища в пространстве исторического сознания
- Тема 1. Зрелище: актуализация памяти о предшествующих поколениях
- Тема 2. Зрелище как способ реабилитации архетипа
- Раздел 4. Зрелище как средство коммуникации
- Тема 1. Зрелище как объект социологического изучения
- Тема 2. Основные разделы теории зрелища: создание, функционирование, восприятие, воздействие
- Тема 3. Теория зрелища в контексте теории и истории коммуникации
- Тема 4. Зрелищная коммуникация как наиболее древняя коммуникация
- Раздел 5. Зрелищное общение и художественное переживание
- Тема 1. Потребность в общении как потребность в социальности
- Тема 2. Исторические модификации потребности в коллективном контакте
- Раздел 6. Суггестивные свойства зрелищного общения
- Тема 1. Трансформация индивидуального сознания в процессе зрелищного общения
- Тема 2. Докоммуникативная, коммуникативная и посткоммуникативная стадии зрелищного общения
- Раздел 7. Оппозиционная стихия в поздних зрелищных формах
- Тема 1. Публика зрелищ как коммуникативная общность: оппозиция публики и толпы
- Тема 2. Актуализация оппозиционной стихии в истории театра
- Раздел 8. Экскурс в историю зрелищных форм общения
- Тема 1. От оппозиционной стихии зрелищ XX века к оппозиционной стихии зрелищ античности
- Тема 2. Ритуально-обрядовые формы зрелищного общения
- Раздел 9. Оппозиция «мы» и «они» как определяющий социально-психологический механизм зрелищного общения
- Раздел 10. Состязательность и ее последствия на коммуникативной стадии
- Раздел 11. Персонаж как социальная маска
- Тема 1. От социальной характеристики персонажа к восприятию его как героя мифа
- Тема 2. Театральная маска: социологическое и мифологическое
- Тема 3. Социальная маска как точка соприкосновения авторского видения и проекция возникшего в коллективном воображении архетипа
- Раздел 12. Что считать праструктурой зрелища?
- Раздел 13. Оппозиционность зрелищного общения и художественное переживание
- Раздел 14. Возникновение профессионального театрального дискурса как способа институционализации оппозиции между субкультурами
- Тема 1. Кризис средневековой культуры: диалог вместо виселицы
- Тема 2. От диалога в нехудожественных формах к диалогу в формах театра
- Тема 3. Социализация диалога — функция театра как социального института
- Тема 4. Театральный персонаж как инакомыслящий
- Тема 5. Театр и литература как разные формы реабилитации диалога в культуре модерна
- Раздел 15. Социально-психологический аспект катарсиса
- Тема 1. Рецепция зрелища: солидарность или конфликт?
- Тема 2. Оппозиция «мы» и «они» как условие катартического воздействия зрелища
- Тема 3. Докоммуникативные и коммуникативные аспекты воздействия театра в культуре XX века
- Раздел 16. Театр: от коммуникативной к развлекательной функции
- Тема 1. Развлечение в городской культуре как проблема
- Тема 2. Развлечение как нефиксированный пласт культуры
- Тема 3. Историческая логика изменения коммуникативной ситуации в городской культуре
- Раздел 17. Зрелище в контексте городского хронотопа
- Тема 1. Город как эффективное средство тиражирования эмоциональной жизни
- Тема 2. Массовая коммуникация в функции контрсуггестивного средства
- Тема 3. Театр в структуре коммуникации городской культуры
- Тема 4. Статус театра как средства коммуникации в эпоху электронных технологий
- Тема 5. История театра как средства коммуникации сквозь призму децентрализации городского пространства
- Тема 6. Закат эпохи омассовления: ориентация театра на групповые формы общения
- Раздел 18. Ритуал в архаических и секуляризированных обществах
- Раздел 19. Зрелищность — стиль культуры тоталитарного государства
- Тема 1. Эпоха сталинизма: прорыв комплекса колоссального
- Тема 2. Жажда колоссального: оборотная сторона массового страха
- Тема 3. Вождь как режиссер
- Раздел 20. Ритуал в ситуации смены культурных ориентаций
- Тема 1. Зрелища тоталитарной эпохи: идеология как сакральный феномен
- Тема 2. Художественный авангард XX века: отрицание поздних форм как условие возвращения к зрелищной архаике
- Раздел 21. Праздничный ритуал как архетип переходной ситуации в истории
- Раздел 22. Консервация ритуала в маргинальных субкультурах и ее значимость для искусства XX века
- Раздел 23. Ритуал как способ блокирования тотального насилия
- Тема 1. От функции ритуала к функции зрелища
- Тема 2. Ритуал — творческий ответ на вызов
- Раздел 24. Оппозиция в зрелищном общении как форма изживания агрессии в ее внутригрупповых и межгрупповых формах
- Раздел 25. Ритуальный аспект генезиса античной трагедии
- Раздел 26. Катарсис в зрелищном общении и его латентные функции
- Тема 1. От катарсиса в формах спорта к катарсису в формах трагедии
- Тема 2. Диалог в формах смеха
- Тема 3. Герой трагедии как фармак
- Раздел 27. Балаган — архаический исток зрелищ XX века и история его изучения
- Тема 1. Балаган как ключ к интерпретации городского пространства и театр
- Тема 2. Балаган в контексте праздничного разгула
- Тема 3. Танатологический смысл праздничного разгула
- Тема 4. Балаган в контексте архаического восприятия времени
- Раздел 28. Балаганный универсум: мифологическое время
- Тема 1. Балаган как значимый элемент праздника
- Тема 2. Балаган и миф
- Тема 3. Архетип предка в балагане
- Тема 4. Балаган в эпоху становления профессионального театра
- Тема 5. Ренессанс балагана как следствие противоречий в культуре модерна
- Раздел 29. Балаганный универсум: мифологическое пространство
- Тема 1. От космологических представлений к ритуалу жертвоприношения
- Тема 2. Голгофа до возникновения христианства
- Тема 3. Сакральное пространство балаганного представления
- Тема 4. Праздник как торжество Эроса
- Раздел 30. Накануне эскалации технических зрелищ: ренессанс праздничной площади города
- Тема 1. Город в контексте картины мира, соотносимой с разными психологическими типами
- Тема 2. Ярмарка как составная часть праздника. Оппозиция «мы» и «они» в торговых операциях
- Тема 3. Балаган в контексте актуализации картины мира предпринимателя
- Тема 4. Архетип в восприятии города и его активизация в начале XX века
- Тема 5. Ренессанс балагана как регресс в ментальность средневековой Руси
- Тема 6. Земледельческие архетипы на городской площади
- Раздел 31. От балагана к цирку
- Тема 1. Статус цирка в культуре модерна
- Тема 2. Реабилитация цирка в культуре XX века
- Тема 3. Цирк и лубок
- Тема 4. Цирк в контексте культурной парадигмы XIX века
- Раздел 32. Программность как структурная особенность зрелища: от цирка к телевидению
- Тема 1. Цирк как следствие утраты в балагане сакрального начала
- Тема 2. Цирк как музей архаической культуры и лаборатория культуры, развивающейся на основе электронных технологий
- Раздел 33. Зрелища в контексте больших и малых длительностей истории: методологический аспект
- Тема 1. Зрелища в ситуации культурного нигилизма
- Тема 2. Культурный нигилизм как выражение циклического развертывания истории
- Тема 3. Русская культура XIX века как исток процесса омассовления
- Тема 4. Охлократия вместо демократии: русский вариант
- Раздел 34. Зрелища в контексте перерождения демократии в охлократию
- Тема 1. Искусство массовой предназначенности XIX века и его эскалация в формах зрелищ в XX веке
- Тема 2. Зрелищецентризм культуры как выражение эпохи «восстания масс»
- Раздел 35. Зрелища в контексте активизации дионисийской стихии
- Тема 1. Зрелища в эпоху «нового Средневековья»
- Тема 2. Начало XX века: кризис культуры чувственного типа или ее новая вспышка?
- Раздел 36. Зрелища и коллективная эмоциональная жизнь города
- Тема 1. Масса как порождение урбанизационных процессов
- Тема 2. Эскалация зрелищ в начале XX века: городская масса в зрительном зале
- Тема 3. Зрелищный «бум» — выражение витальной стихии молодого народа
- Тема 4. Город начала XX века: дефицит эмоций или их перенасыщение?
- Тема 5. Культура начала XX века: «вторичное смесительное упрощение»
- Тема 6. Зрелище как стимулятор коллективного экстаза
- Раздел 37. Эстетика символизма и футуризма: практика и теория зрелищ
- Тема 1. Оппозиция литературоцентризма и зрелищецентризма в культуре XX века
- Тема 2. Символизм и футуризм — две противоположные реакции на активизацию массы
- Тема 3. Символизм: проект радикальной реформы театра
- Тема 4. Рецепция спектакля как сакральный акт
- Тема 5. Русский футуризм: охлократический проект функционирования зрелищ как способа выражения дионисийской стихии
- Тема 6. Футуризм: апофеоз культурного нигилизма
- Тема 7. Русский футуризм: американизация вместо вестернизации
- Тема 8. Футуризм: первое прикосновение к процессам глобализации
- Тема 9. Футуризм: культ юности
- Тема 10. Футуризм: культ техники
- Раздел 38. Зрелища в эпоху перерастания охлократии в диктатуру
- Раздел 39. Кино 30—40-х годов: актуализация космологического архетипа
- Тема 1. Кино тоталитарной эпохи: актуализация ритуала в его эстетических формах
- Тема 2. От балагана к кинематографу: персонаж — жертва, сюжет — ритуал жертвоприношения
- Раздел 40. Термидор: гипертрофия компенсаторной функции зрелища
- Тема 1. Роль массы в возникновении диктатуры
- Тема 2. Русская история XX века по логике Полибия
- Тема 3. Культурная политика как институционализация коллективного бессознательного
- Раздел 41. Лубочный уровень массовой рецепции кино
- Тема 1. Кино: ренессанс примитива
- Тема 2. Кино первого десятилетия XX века: соотношение вербальных и визуально-зрелищных пластов культуры
- Тема 3. Взаимоотношения кино и литературы сквозь призму истории литературы
- Тема 4. Публика кино второго десятилетия: блокирование лубочной традиции и вторжение поэтики литературного ренессанса XIX века
- Тема 5. Лубок на экране в эпоху административной системы
- Раздел 42. Административная система против дионисийской стихии
- Тема 1. Репрессии против Эроса
- Тема 2. Компенсаторная функция массовой культуры
- Раздел 43. Культура первой половины XX века и принцип неравномерного развития видов искусства
- Тема 1. История зрелищных искусств и история их массовой рецепции
- Тема 2. Принцип опережающего развития отдельных видов искусства в эпоху омассовления
- Раздел 44. Культура XX века: динамика отношений между историей кино и историей рецепции искусства
- Тема 1. История кино в своих кратких длительностях сквозь призму больших длительностей истории культуры
- Тема 2. Массовая рецепция кино: соотношение между постоянной и случайной аудиторией
- Раздел 45. Городская публика первых десятилетий XX века и опережающий вариант развития кино
- Тема 1. е годы: противоречие в функционировании кино
- Тема 2. Эстетические горизонты случайной публики и гипертрофия развлекательной функции кино
- Раздел 46. Противоречие, спровоцированное опережающим вариантом развития кино, и способы его преодоления
- Тема 1. Ассимиляция малых театрально-зрелищных форм — выход из противоречия
- Тема 2. От авангарда к реабилитации традиции психологизма
- Тема 3. Обращение к фольклору как эффективный способ разрешения противоречия
- Раздел 47. е годы: новый вариант неравномерного развития видов искусства
- Тема 1. Блокирование опережающего варианта развития кино: кризис авангарда и новый ренессанс фольклора
- Тема 2. Функционирование кино четвертого десятилетия и идея «нового Средневековья»
- Тема 3. Культура XX века как «новое Средневековье»: радио — способ актуализации устной (фольклорной) культуры
- Раздел 48. Кино и радио: новый вариант в отношениях между постоянной и массовой публикой
- Тема 1. Логика функционирования кино — иллюстрация тезиса М. Маклюена?
- Тема 2. Радио — более радикальное средство актуализации ранних стадий литературы
- Тема 3. Кино и радио — способы разрушения галактики Гутенберга
- Раздел 49. Культура второй половины XX века и принцип неравномерного развития видов искусства
- Тема 1. Культура второй половины столетия: актуальность опережающего варианта в развитии зрелищ
- Тема 2. Кино — сфера актуализации опережающего варианта художественного развития и его новая стратегия
- Тема 3. Кино — посредник между элитарными и массовыми сферами культуры
- Тема 4. Оппозиция между фольклором и документом. Роль кино в реабилитации документа
- Раздел 50. Эпоха оттепели: реабилитация опережающего варианта в развитии кино
- Тема 1. Новое соотношение между постоянной и случайной публикой
- Тема 2. Противоречие в кино 60-х годов как противоречие культуры
- Раздел 51. Внекинематографические способы преодоления противоречия между постоянной и массовой публикой: телевидение
- Тема 1. Распространение телевидения как реакция на новую волну массовости
- Тема 2. Функционирование кино в эпоху застоя
- Раздел 52. Вторая половина XX века: новые функции кино
- Тема 1. Актуальность развлекательной функции: кино как дублер ТВ
- Тема 2. Противоречия в функционировании театра — следствие отсутствия новой стратегии развития кино
- Раздел 53. Противоречие в развитии кино как противоречие культуры в эпоху «восстания масс»
- Тема 1. Противоречие в функционировании кино на фоне кризиса политической системы
- Тема 2. Рубеж XX—XXI веков: новая катакомбная эпоха в культуре
- Раздел 54. Эскалация визуально-зрелищного пласта в культуре XX века
- Тема 1. Зрелища в литературной цивилизации
- Тема 2. Статус литературы в культуре «нового Средневековья»
- Раздел 55. Функционирование кино в соотнесенности с субкультурными процессами в городской культуре
- Тема 1. Кино как институционализация субкультурной картины мира
- Тема 2. Психологический аспект конституирования субкультур
- Раздел 56. Литература и кино в контексте картины мира мещанско-предпринимательской субкультуры
- Тема 1. Экстравертивные ориентации предпринимателя как основа вторжения визуального начала в культуру
- Тема 2. Рецепция кино в западной и в литературной цивилизации
- Тема 3. Интровертивная установка и ее архетипический потенциал
- Тема 4. Эскалация визуального начала как выражение космологического мифа
- Раздел 57. Литература и кино в контексте лиминальной субкультуры
- Тема 1. Советское кино как институционализация картины мира личности лиминального типа
- Тема 2. Советское кино: миф против документа
- Тема 3. Кино тоталитарной эпохи и его интровертивный потенциал
- Тема 4. Советское кино как актуализация коллективного бессознательного
- Раздел 58. Рубеж XX—XXI веков: новые тенденции в отношениях кино и литературы
- Тема 1. Кризис и распад субкультуры лиминального типа
- Тема 2. Становление мещанско-предпринимательской субкультуры и универсализация ее картины мира
- Тема 3. Новая волна омассовления вместо духовного ренессанса
- Раздел 59. Введение. Функционирование традиционных и технических зрелищ в культуре
- Раздел 60. Зрелище как социально-психологический феномен
- Раздел 61. Зрелищные аспекты ритуала в его архаических и современных формах
- Раздел 62. От рецепции зрелища как формы массового общения к выявлению его структурной константы
- Раздел 63. XX век: функционирование зрелищ в ситуации омассовления культуры
- Раздел 64. Рецептивный аспект исторической динамики технических зрелищ в системе искусства